Логотип
15 лет мы помогаем вам
Круглосуточно Без Выходных

Советы родственникам больных

Это раздел посвящается тем небезразличным родственникам, кто волей случая вынужден общаться с врачами (реаниматологами, нейрохирургами и пр. ).

Трудно быть родственником реанимационного больного – чужие люди, на первый взгляд неразговорчивые врачи (реаниматологи, нейрохирурги и пр. ) лечат пациента за плотно закрытыми дверьми и закрашенными окнами. Слышны за этими дверьми шумы от работы каких-то механизмов и сигналы следящей за больными аппаратуры. Сплошная неопределённость в скупых словах медиков и полная неясность о процессе лечения. Что может быть хуже неизвестности?

И это только часть трудной ситуации…

Врачей учат общаться с родственниками и больными, для этого они в институте изучают науку – медицинскую деонтологию. Но далеко не все врачи поняли важность этой дисциплины, не считая её основной. Да и работа в реанимации, в основном, способствует профессиональной сдержанности, иногда переходящей в сухость и нежелание терпеливо общаться с плачущими, недовольными и скандальными родственниками. Обычных же людей, родственников и друзей больного, ни кто не готовит к этим тяжёлым ситуациям. В этом и кроется основная причина непонимания и частых конфликтов между врачами и родственниками больных. Задача автора этих заметок попытаться помочь родственникам в общении с врачами (реаниматологами и нейрохирургами и пр. ).

Итак, ЭТО случилось… Ваш родственник, близкий человек или друг после неких событий находится в реанимации, куда его привезла бригада скорой медицинской помощи. Вы прошли мимо бравых охранников в больнице, и подошли к двери с надписью РЕАНИМАЦИЯ. Искали, нашли и нажали кнопку звонка для вызова медицинского персонала. Не сразу после ваших звонков появляется врач (важно знать и запомнить, кто он по должности: дежурный, лечащий врач к вам вышел или заведующий отделением реанимации). В большинстве случаев, беседа в виде монолога врача со множеством медицинских терминов длится минут 5, вопросы застревают в горле родственников, придавленных страшными непонятными словами. Как во сне идут эти люди домой или на работу с постоянными разговорами по мобильному с другими родственниками и друзьями. Лихорадочно пытаются найти выходы (общих знакомых) в этой реанимации, начинается сбор всяких слухов и отзывов о больнице. Все рекомендации знакомых сводятся к одному: дать денег. Вопросы: «Кому?! Сколько? Может перевести больного, пока «окончательно не погубили», в другую больницу? А не ухудшит ли состояние больного транспортировка в машине скорой помощи? ». СОВЕТЫ: соберитесь с мыслями и прекратите «психовать», тратя время на мобильные разговоры с описанием вашего отношения к этой проблеме, личности больного и статусе врача. Постарайтесь узнать мнение профессионалов об этой больнице, реанимации, нейрохирургах и травматологах. Необходимо узнать из книг, интернета или знакомых врачей о данном заболевании и травме. После этого, вспомните своё первое впечатление о больнице, реанимации и врачах, общавшихся с вами. Если отзывы профессионалов о больнице в основном положительные, если это заболевание или травму смогут вылечить специалисты данной больницы, можно подумать и о деньгах…

Обратная сторона проблемы:

Деньги ничего не изменят в лучшую для пациента сторону, если врач считает их единственным своим достижением, если ради возможности их получения от родственников он готов лечить их больного даже в неприспособленных условиях своего лечебного учреждения. Надо так же иметь в виду, что передавая деньги заведующему лечебным отделением (должностному лицу) вы участвуете в противозаконном действии – взятке.

Самая худшая привычка – дарить алкоголь!

Самым неправильным подарком для лечащего или дежурного врача является алкоголь. О чём думают родственники, когда дарят жидкость, дурманящую рассудок и профессиональные навыки человека, который как никогда должен следить за состоянием вашего больного? Если желаете что-либо подарить, то лучшим подарком будет банка кофе, чай и что-нибудь к чаю, для борьбы со сном на круглосуточном дежурстве медперсонала ночью.

Вечный вопрос в России: что делать?

Начнём сначала. Ваш родственник или знакомый находится на лечении в одной из реанимации больницы вашего региона. Обязательно идите пообщаться с лечащим врачом (желательно реаниматологом), максимально точно запоминайте диагноз, обратите внимание на глубину комы, наличие поддержки дыхания – ИВЛ (искусственная вентиляция лёгких) и есть ли нестабильность гемодинамики в виде низкого артериального давления? Затем через знакомых врачей или через интернет узнайте отзывы о данной больнице и исходах после травмы и заболевания. Постарайтесь узнать, где лучше всего занимаются данной травмой или заболеванием, на каких условиях, возможно ли лечение по квотам? Речь идёт о специализированных медицинских центрах, расположенных преимущественно в столицах и крупных региональных городах. Старайтесь собирать информацию лично, не поручая этого другим родственникам – информация для принимающего решения человека должна быть лишена эмоциональной окраски. Не рекомендуется одновременно нескольким родственникам заниматься в разных направлениях поиском и выбором места госпитализации: вспомните басню о лебеде, раке и щуке…

Хотелось как лучше – вышло как всегда!

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: благодаря национальному проекту «Здоровье» (и огромному объёму проданной нефти за границу) в регионах появились отремонтированные больницы с современной диагностической и лечебной аппаратурой. Но проблема специализированной помощи остаётся — дело в отсутствии врачей узкой специализации. Никому ещё не удалось улучшить ситуацию приглашением специалистов из столиц и стран СНГ. Необходимо иметь опыт лечения именно этих болезней и травм на современном оборудовании и наличие научно-практической школы в этих отремонтированных региональных центрах. Мало есть людей, которые хотели бы своих родственников видеть в роли «опытного материала» в освоении передовых методик начинающими специалистами. Кому хочется быть пациентом, на котором врач набивает себе руку?! А врачи с огромным опытом есть только в столицах и ряде крупных городов России.

Наиболее правильным шагом является приглашение консультанта для профессионального совета в непонятной для родственников медицинской ситуации.

Консультант – это дипломированный врач с научной степенью (к. м. н. и д. м. н. ), со специализацией и опытом работы в данной области медицины. Консультация – это очная или заочная комплексная оценка консультантом состояния больного (в том числе и для возможной транспортировки в реанимобиле или в санитарном самолёте). Консультации в любых медицинских учреждениях осуществляются по желанию родственников и при уведомлении местных лечащих врачей. Время и место консультации выбирается по взаимной договорённости консультанта и родственников, о чём следует предупредить местных лечащих врачей. Время приезда консультанта к больному зависит, в основном, от загруженности автодорог и наличия авиа и железнодорожных билетов.

Консультации могут включать в себя:

Рекомендации лечащим врачам по дальнейшей медицинской и организационной тактике лечения больного,

Советы родственникам по дальнейшей медицинской и организационной тактике лечения больного,

Рекомендации по виду и времени транспортировки в специализированные центры,

Экспертную оценку и помощь в лечении больного в этих центрах. Консультант выступает как медицинский представитель больного в специализированном стационаре.

Самый лучший вариант для обеспокоенных родственников больного – заключить договор с консультантом (специалистом в данной области) о желании видеть его медицинским представителем больного и в случае перевода в специализированный стационар.

Данный вид услуги подразумевает:

Необходимую подготовку к транспортировке больного,

Помощь в организации госпитализации в специализированный медицинский центр,

Транспортировку на реанимобиле или санитарном самолёте,

Экспертный контроль и участие наших консультантов в тактике обследования и лечения пациента с момента поступления в специализированный медицинский центр до перевода больного из реанимационного отделения (или палаты интенсивной терапии) в любое другое госпитальное отделение, другое реанимационное отделение или другую больницу.

Это означает, что вы нанимаете специалиста-эксперта для важной для вас и больного работы в области, в которой вы ничего не понимаете. Медицинский представитель берёт на себя практически все ваши проблемы, связанные с больным.

Данный вид деятельности имеет определённые ограничения, накладываемые внутренними правилами специализированного медицинского учреждения, распорядком работы и пр. Конечно, трудно в рамках этих заметок написать руководство для родственников тяжёлых больных. Зато у Вас есть возможность позвонить в нашу Консультативную службу СПЕЦМЕДПОМОЩЬ и получить бесплатный совет о дальнейших шагах по пути к выздоровлению пациента.